морской транспорт-ракетовоз "Амга"

Экипажи других подводных лодок из 41-й дивизии

Модератор: Штефанов Д.Б.

Ответить
Аватара пользователя
Штефанов Д.Б.
администратор
Сообщения: 1160
Зарегистрирован: Чт мар 23, 2006 12:03 am
Откуда: Москва

морской транспорт-ракетовоз "Амга"

Сообщение Штефанов Д.Б. » Пн май 20, 2013 8:45 pm

Эту тему открываю для размещения материалов о морском транспорте-ракетовозе "Амга".

Морской транспорт-ракетовоз "Амга" проекта 1791.
Амга - река в Якутии, левый приток Алдана.

В книге "Отечественное военное кораблестроение. В третьем веке своей истории" В.Н.Буров, С.-Петербург, "Судостроение", 1995. Информация отсюда http://forums.airbase.ru/2007/12/t59200 ... linii.html
Небольшая статья на с.572 про транспорт-ракетовоз пр.1791.
Проект 1791 морского транспорта-ракетовоза по заданию ВМФ был разработан в 1964 году в ЦКБ "Коралл" (г.Севастополь).
Главный конструктор проекта В.Е. Губанов, главный наблюдающий от ВМФ - Н.А.Кривошея.

Полное водоизмещение с нагрузкой ракет 542 т - 4480 т.
автономность - 20 суток.
полная скорость - 15,5 узлов.
Дальность плавания - 3600 миль.
Силовая установка дизельная, работающая на 2 вала, мощностью 3750 л.с. на вал. Имеется подруливающее устройство.
Грузоподъёмность - 16 баллистических и крылатых ракет.
Вооружение - два 25-мм автомата.
Экипаж первого корпуса (мтр "Амга" ) 66 человек, из них 8 офицеров, 12 мичманов.
Экипаж второго корпуса (мтр "Ветлуга) 62 человека, третьего корпуса (мтр "Даугава") 64 человека.
На кране транспорта было установлено следящее устройство, обеспечивающее безударную погрузку ракет на волнении при взаимной качке ПЛ и транспорта. Это устройство длительно отрабатывалось на масштабных и натурных образцах.

Головной транспорт "Амга" был построен в 1972 году в г. Горьком на ССЗ "Красное Сормово".
Всего было построено 3 таких транспорта - "Амга", "Ветлуга" и Даугава".
Два последующих два корабля существенно отличались от головного; так, полное водоизмещение последнего достигало 5 500 т, скорость полного хода 15.5 узлов, а дальность плавания 3 600 миль. Главная энергетическая установка отличалась более мощными дизелями 87Б мощностью по 3750 л.с. (вместо 2000 л.с.) каждый.

Данные с сайта Russian-Ships.Info http://www.russian-ships.info/vspomog/1791.htm
Пр.1791 – Горький, «Красное Сормово им.А.А.Жданова» – 1 единица мтр "Амга". Заводской № 910. Заложен 30.05.1970. вступил в строй 31.12.1972. Базировался на Северном флоте.
Пр.1791М – Горький, «Красное Сормово им.А.А.Жданова» – 1 единица мтр "Ветлуга". Заводской № 920, вступил в строй в 1976 году. Базировался на Тихоокеанском флоте. Списан 5.12.2007.
Пр.1791Р – Горький, «Красное Сормово им.А.А.Жданова» – 1 единица мтр "Даугава". Заводской № 930, вступил в строй 30.12.1980. Базировался на Тихоокеанском флоте.

Форум мтр "Амга", в/ч 36029-Б:
http://gremih.ru/forum/135-%D0%9C%D0%A2 ... D0%91.html

Некоторые фото мтр "Амга":
http://forums.airbase.ru/2007/12/t59200 ... linii.html
С уважением,
Штефанов Д.Б.

Анатолий АМ
Сообщения: 345
Зарегистрирован: Ср ноя 07, 2012 11:28 am

Re: морской транспорт-ракетовоз "Амга"

Сообщение Анатолий АМ » Пт окт 11, 2013 4:32 pm

Фото "Амга" отсюда http://forums.airbase.ru/2007/12/t59200 ... linii.html.
_Амга_amgakt4.jpg
.jpg
1973 год. Слева - Томашук Ю.В., будущий командир мтр "Амга". Справа - командир БЧ-5 капитан 3 ранга Лебедев.
_Томашук_Лебедев_attachment.jpg
Мтр "Амга" БЧ-5. Фото взято с сайта Гремихи http://gremih.ru/forum/135-%D0%9C%D0%A2 ... 0&start=10
_Амга_БЧ-5.jpg
Мтр "Амга" и скр "Кугуар" в доке, 1981 г.
Фото с сайта Гремихи http://gremicha.narod.ru/foto_albom/flo ... tr/dok.htm
_Амга_скр_Кугуар_1981_dok.jpg

Аватара пользователя
Штефанов Д.Б.
администратор
Сообщения: 1160
Зарегистрирован: Чт мар 23, 2006 12:03 am
Откуда: Москва

Re: морской транспорт-ракетовоз "Амга"

Сообщение Штефанов Д.Б. » Ср ноя 06, 2013 4:55 pm

Некоторые сведения об экипаже мтр "Амга" (по материалам сайта Гремиха http://gremih.ru/forum/135-%D0%9C%D0%A2 ... D0%91.html).

Командир корабля
капитан 2 ранга Томашук Юрий Васильевич

Старший помощник
капитан 3 ранга Смирнов Борис Иванович
Сидоров

Заместитель командира корабля по политической части
капитан-лейтенант Лячев Валерий Викторович

Помощник командира
капитан-лейтенант Данилов Владимир Алексеевич
старший лейтенант Галаган Виктор

мичман Шичанин
Беледа Анатолий, крановщик, 1976-1979 гг.
Попов Александр, крановщик
Бошко Григорий, крановщик
Пешков Николай, крановщик
Щучкин Виктор
матрос Ушаков Анатолий Борисович, 1972-1975, декабрь
Баранов Леонид
Сергей Калистый, ...-1980 г.

Боевая часть связи БЧ-4
---------------------------------------------------------------
Тарлер Алексей, радиотелеграфист ЗАС, 1983-1984 гг.

Электро-механическая боевая часть БЧ-5
---------------------------------------------------------------
капитан 3 ранга Лебедев, командир БЧ-5
Кравченко Валерий Николаевич, электрик БЧ-5, 1972-1975 гг.
Журавлев Александр
Дворецкий Игорь
Лазарев Сергей
Куликов Анатолий Александрович, электрик БЧ-5, 1977-1980 гг.
Корнильев Олег, командир отделения главных двигателей. 1978-1980 гг.
Гордиенко Александр, старшина команды мотористов, 1972-1975 гг.
С уважением,
Штефанов Д.Б.

Аватара пользователя
Штефанов Д.Б.
администратор
Сообщения: 1160
Зарегистрирован: Чт мар 23, 2006 12:03 am
Откуда: Москва

Re: морской транспорт-ракетовоз "Амга"

Сообщение Штефанов Д.Б. » Ср ноя 06, 2013 11:40 pm

МТР "Амга" входил в состав 41 дивизии подводных лодок как-то незаметно. При службе на лодке я о нем вообще не знал, а когда перешел в штаб дивизии, то открыл для себя его существование.
Транспорт часто был в Окольной или использовался по планам УРАВ флота, поэтому в Гремихе я видел его нечасто. Тем более, что наплаванность у меня в должности помощника флагманского штурмана, а затем флагманского штурмана 41 дпл возросла по сравнению с наплаванностью на лодке и в базе я был довольно редким гостем.
Однако и в те редкие периоды времени, что был на берегу, удалось познакомиться с кораблем и его командиром Томашуком Ю.В. Штурмана корабля не помню.
А со старшим помощником познакомился в Окольной при интересных обстоятельствах. Возможно, что тогда старпомом был капитан 3 ранга Смирнов Б.И.
Дело было в 1978 или 1979 году. На одной из лодок, кажется К-385, вышел из строя перископ телевизионной системы МТ-70-8. Это довольно мудреная с точки зрения номенклатурной принадлежности вещь, которую я тогда сполна познал. Телевизионная ее часть, в том числе установленная в перископе, относилась по номенклатуре к РТУ флота. Сам перископ с механизмом горизонтального наведения и всей оптикой относился к УРАВ флота. Подъемник и все тросовое хозяйство - к ТУ (техническому управлению) флота. Гирогоризонтная часть - к гидрографии. А все это было в заведовании штурмана (в 80-х годах гидроподъемники и тросы передали в заведование БЧ-5).
В результате на замену перископа МТ-70-8 были задействованы все указанных выше управления флота. Т.к. перископ длинный, то перевозка его со склада УРАВ под Мурманском в Окольную проводилась на грузовике с длинющим кузовом - торпедовозе. Поэтому ко всем нам добавилось и МТУ флота.
Замена перископа была спланирована в Окольной у плавпирса с использованием крана с микроподачей мтр "Амга". Т.к. корабль входил в состав дивизии, то задача упрощалась - командиру корабля даны соответствующие распоряжения, а общая организация работ была возложена на меня.
Лодка готовилась к выходу на боевую службу с полной отработкой задач и контрольным выходом, так что мне на ней предстояло проплавать месяц.
Мы совершили надводный переход из Гремихи в Окольную и ошвартовались у плавпирса с юга. С севера была ошвартована "Амга". Первым делом я отправился на "Амгу" к командиру согласовать действия по замене перископа. Командира на борту не оказалось, за него был старпом. Он был в курсе работы по замене перископа и подтвердил готовность к нему, но сказал, что первой будет выполняться работа по БЧ-2 (у ракетчиков тоже были какие-то работы с задействованием крана "Амги"). И работа началась.
Тем временем я последовательно связывался со всеми перечисленными управлениями флота и получал информацию об убытии к нам специалистов по замене перископа. Вскоре специалисты начали прибывать на лодку. А еще через какое-то время приехал торпедовоз с новым перископом и на нем щеголеватый капитан 2 ранга из УРАВ флота.
Вся группа стала готовить неисправный перископ к извлечению из лодки. Штурмана и я принимали живейшее в этом участие, ведь для нас это был первый случай замены перископа. Часа за два перископ был готов к извлечению, потребовался кран.
Я пошел на "Амгу" и сказал старпому, что все готово и нужен кран. Но в ответ получил раздраженный ответ, что работы по БЧ-2 еще не закончены, когда закончит - тогда и подаст кран. На мой взгляд в работах БЧ-2 был перерыв, тем более что согласование работ мы проводили с флагманским ракетчиком дивизии и было окно. Вся разношерстная группа по замене перископа стала ждать кран "Амги" и ворчать на меня, что вот мол, сопляк флагманский штурман собрал кучу народу, а крана нет и работы еще непочатый край, и до вечера перископ могут не установить, и домой не попадут, а ехать надо в Мурманск 26 километров, и т.д. и т.п. И вообще есть хочется.
Я тоже стал нервничать, мои походы на борт "Амги" участились. Кран стоял без дела, а замена перископа все не начиналась. Короче, со старпомом мы повздорили, я вмешал нашего старшего на борту (т.е. начальника для старпома "Амги") и наконец через несколько часов простоя кран был передан нам в оперативное использование.
Крановщиком был матрос или может быть старшина срочной службы, что очень меня удивило. Но он оказался толковым и смышленым, выслушал задачу, инструктаж и приступил к работе.
Было приятно наблюдать за его точной работой и согласованными действиями специалистов от управлений флота. Старый перископ довольно быстро вынули и аккуратно уложили в кузов торпедовоза.
Новый перископ подняли и очень точно опустили в сальниковое отверстие. Я посмотрел всю операцию от начала до конца и с тех пор знаю, как заменить перископ.
Вся работа по вытаскиванию старого и погрузке нового перископа заняла минут 30-40. А потом работы уже проводились внутри подводной лодки и мтр "Амга" не задействовался.
Всю ночь шли работы по восстановлению МТ-70-8, а на следующий день мы ушли в море.
Вот такое было мое знакомство с "Амгой".
Не помню, поднимался ли я снова на борт "Амги", чтобы поблагодарить за работу и помирились ли мы со старпомом, но впечатление от работы крановщика осталось до сих пор самое приятное.
Пусть с большим опозданием, но говорю спасибо сейчас экипажу мтр "Амга" и особенно доброжелательному крановщику срочной службы, который выполнил тогда эту сложную работу.
С уважением,
Штефанов Д.Б.

Ответить